«Премьера одной репетиции-2018»: где найдешь, где потеряешь

С 18 по 24 июня в Тольятти проходил фестиваль «Премьера одной репетиции», ставший классной культурной традицией и одним из самых ожидаемых театральных событий Тольятти. 

В двух словах напомню, что «Премьеру» проводит театр «Дилижанс». В нынешнем году это был уже 9-й фестиваль. Два года назад он расширил свои границы: кроме «дилижансовских» проектов, в нем активно стали участвовать эскизы других театров, в том числе из соседней Самары. Так что «Премьера» и впрямь превратилась в настоящий фестиваль.

В этом году «Дилижанс» установил для феста жёсткие рамки. Посвятил его современной российской драматургии, выдвинул режиссерам требование — ставить пьесы, написанные за последние два года, и делать акцент на подростковую тематику. На этом условия не закончились. Все эскизы в этом году игрались вне театра. Практически одновременно со стартом фестиваля на главной сцене «Дилижанса» начался капремонт. Это вынудило «Премьеру» и всех ее участников «выйти из себя!», как обыграли эту ситуацию на афишах фестиваля. Выход был осуществлен в школу, в Технический музей, в торговый центр, во двор театра и даже в автобус.

Как известно, у всякого явления есть две стороны. Все эти дополнительные условия прибавили фестивалю квестовой увлекательности, интриги и в определенном смысле зрелищности. Но кое-что и отняли. Шагнув в свое время за границы локальной истории, когда «Премьера» удовлетворяла только внутренние потребности театра в пополнении репертуара, фестиваль приобрел заметную объемность. Разные коллективы по-своему обживали тексты разных эпох и континентов, создавая разнообразие стилистическое, содержательное, жанровое. В этом году «Дилижанс» при всём желании «выйти из себя» на себе же вновь замкнулся. 9-й фестиваль прошел без привлечения других театров. 

Вместе с тем выход фестиваля за пределы прокачанного театрального пространства в значительной степени нарушил атмосферу фестиваля — неопределимую и, между тем, плотную и совершенно осязаемую в предыдущие годы. Тусовку с кулуарным общением и неформальным обсуждением заменили ежедневные передвижения по городу, и я не уверена, что это была равноценная замена.

На этом роль злого полицейского закончена, в игру вступает добрый.

Несмотря на некоторое мое ворчание, «Премьера одной репетиции» - это событие из разряда must see. И желательно каждый год, потому что это всякий раз новые спектакли, которые можно увидеть один-единственный раз. 

Разбором эскизов, представленных в этом году на «Премьере», я заниматься не буду. Это дело критиков. Кроме того, и от экспертов, и от зрителей авторы проектов на самой «Премьере» услышали много слов, которые помогут им в дальнейшем движении. Я расскажу о том лучшем, чем отличился 9-й фестиваль и ради чего стоило на нем побывать. Исключительно на мой вкус, разумеется.

Пространства

Да, вот такой парадокс — что обеднило фестиваль в одном, сделало его интереснее в другом. Не только режиссерам, но и зрителям представилась возможность выйти за границы привычного театрального зала. Выбор локаций диктовался драматургическим материалом. 

Константин Ткаченко сыграл свой моноспектакль «Исповедь пирата» в Музее Сахарова на берегу пруда, олицетворявшего море, подключив к действу и другие особенности ландшафта. В тему были пролетающие птицы, проплывающие облака и пробегающие собаки, которые, впрочем, участвовали в показе экспромтом. Так что если кого не захватил сюжет, мог хотя бы птичками полюбоваться.

Дмитрий Марфин пригласил зрителей прокатиться в автобусе под номером 2, где и сыграл с музыкантами свой спектакль «Два», который, скорее, был перформансом. Однако не будем придираться. Ну вот как часто вам доводилось прокатиться в транспорте с живым оркестром на борту и актёром, декламирующим философско-оптимистическую пьесу в стихах автора Евгения Чуркина, имея при этом возможность, пританцовывая, наблюдать за реакцией пешеходов? То-то. Впрочем, такая возможность еще представится. Дмитрий Марфин обещал, что спектакль продолжит свое путешествие по улицам Тольятти. 

Екатерина Миронова и Ирина Храмкова для спектакля «Макаки, пицца и деструкция», действие которого разворачивается в школе, выбрали сценой школьный коридор. И хоть не для всякого зрителя это пространство стало комфортным для просмотра, на сам спектакль оно работало отлично, вызывало в памяти собственный школьный опыт и помогало минимумом средств придать истории выразительности.

Екатерина Федощук не стала уходить далеко от родного театра, обустроила сцену со зрительным залом прямо на траве за зданием «Дилижанса», тщательно обжила это место, которое неожиданно превратилось в южный приморский город, где то и дело слышны крики чаек и на каждом шагу стоят указатели «Пляж →». Ее «Вдох-выдох» стал благодаря этому глубже,  наполненнее.

Екатерина Зубарева со своими актерами ждала зрителей в торговом центре, у эскалатора; он стал и декорацией, и персонажем, символом метро, которое играет особую роль в истории под названием «Ганди молчал по субботам». Но о ней отдельный разговор.

DRAMA

Впервые в этом году в программу фестиваля были включены читки пьес. Таким образом, конкурсная программа состояла из двух частей: PLAY и DRAMA. Программу PLAY составили эскизы спектаклей, которые игрались на выезде. DRAMA шла в «Черном квадрате» (на малой сцене) «Дилижанса», её и наполняли читки. Это были пьесы тольяттинских драматургов, написанные — опять-таки — в течение последних двух лет. Этот факт накануне фестиваля вызывал скепсис, но, в итоге, в своей совокупности DRAMA, пожалуй что, переиграла PLAY, оказавшись (при всех несовершенствах текстов) разнообразнее, острее, актуальнее, смелее.

Читка пьесы Сергея Давыдова "Как сделать зомби в домашних условиях"

«Ганди молчал по субботам»

Этот спектакль войдет в следующем театральном сезоне в репертуар «Дилижанса», поскольку именно он по числу зрительских голосов стал победителем фестиваля. Собственно, на его победу многие постоянные зрители делали ставку еще до начала «Премьеры» уже на том основании, что режиссером «Ганди» является Екатерина Зубарева — актриса «Дилижанса», которая неоднократно участвовала и побеждала в «Премьере». В «Дилижансе» идут ее «Превращение», «Плаха» и премьера уходящего сезона «Вверх кармашками». 

«Ганди молчал по субботам» в определенном смысле продолжает тему «Кармашек» — тему того, как привычный мир ребенка в один день рушится.

В «Кармашках» мир меняется с появлением в семье второго ребенка, однако, несмотря на переживаемую драму, меняется не навсегда, и в финале обязательно наступает хэппи-энд. «Ганди», поставленный по пьесе Анастасии Букреевой, трагичнее, тяжелее и взрослее. Он о настоящем «апокалипсисе» (выражаясь словами главного героя — подростка Мота) — о разводе родителей. А в масштабах вселенной подростка — об окончании детства, о столкновении с неуправляемой и порой несправедливой реальностью и о том, что ты всё же можешь что-то сделать. Вопрос: что ты сделаешь?

История рассказывается самим подростком (как тут ни вспомнить фестивальный эскиз Екатерины «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают», вдохновивший появление «Кармашек»?). Мы смотрим на мир глазами Мота, оказываемся в самом центре его переживаний. Но, пожалуй, главное о его чувствах понимаем не через слова прячущегося за сарказм подростка. Его состояние входит в нас через звуки и тишину. Спектакль необыкновенно ритмичен и музыкален, он движется под битбокс, стучащий то сердцем в груди, то молоточком в голове, ускоряющий пульс и останавливающий жизнь. Звуки нарастают, отдаляются, жужжат нравоучениями родителей и напевают нежностями сестры, а порой обрываются, оставляя дыры...

«Ганди молчал по субботам» стал победителем программы PLAY, а его автор Екатерина Зубарева получила денежный сертификат на постановку спектакля. Два актера, занятых в этом эскизе, — Дмитрий Кошелев и Ася Гафарова — стали победителями в номинациях «Лучший актер» и «Лучшая актриса» (по совокупности ролей, сыгранный на фестивале). Роль Мота исполнил замечательный Пётр Зубарев. Роль мамы — Ирина Храмкова, получившая специальную премию «Открытие» за яркие актёрские работы, представленныые на фестивале. Роль «бомжихи» Лизы — Екатерина Зубарева. Дедушка и исполнитель битбокса — Андрей Пономарёв.

«Премьера» окончена. Окончен и театральный сезон. Всем отдыхать! 

P.S. О том, как проходила 8-я «Премьера одной репетиции», можно почитать тут. О лучших моментах 7-й «Премьеры» — тут.

Автор фото: Дмитрий Осинов. Фотографии с официальной страницы фестиваля.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened